Текствовая версия
В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с символами, понятными нам на уровне архетипов сознания. Эти образы не требуют объяснения, они впитаны с молоком матери и отредактированы нашим жизненным опытом и опытом старших поколений. Не секрет, что идеологическое воспитание и пропаганда сродни современной рекламе и по сути являются влиянием на мировосприятие, формированием потребностей и жизненного кредо путём точечного воздействия на психику ментальными образами, уходящими порой в глубокую архаику.
Плакат и открытка, как малая плакатная форма, в значительной степени используют устоявшиеся образы, мифологемы, символы.
В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с символами, понятными нам на уровне архетипов сознания. Эти образы не требуют объяснения, они впитаны с молоком матери и отредактированы нашим жизненным опытом и опытом старших поколений. Не секрет, что идеологическое воспитание и пропаганда сродни современной рекламе и по сути являются влиянием на мировосприятие, формированием потребностей и жизненного кредо путём точечного воздействия на психику ментальными образами, уходящими порой в глубокую архаику.
Плакат и открытка, как малая плакатная форма, в значительной степени используют устоявшиеся образы, мифологемы, символы.
Отличие плаката и открытки невелико. Прежде всего, это размер используемого полотна, который позволяет в плакате использовать больше деталей, а открытка обязана быть лаконичной. Плакат ориентирован на визуальное восприятие на значительном расстоянии, а открытку можно рассмотреть, взяв в руки. Плакат обращается ко всем смотрящим одновременно, фактически, к толпе. Открытка является адресной, при этом зачастую изображение дополняется рукописным коротким текстом конкретного отправителя конкретному адресату.
Виды открыток весьма разнообразны: художественные, поздравительные, рекламные, юмористические, фотооткрытки. Это только один из вариантов дифференциации, который наравне с остальными не является общепринятым.
В этом году исполняется 100 лет со дня Великой Октябрьской Социалистической Революции. Кто-то считает, что это событие положило начало жестокому эксперименту, другие почитают этот день как начало новой справедливой эпохи. Идеологические споры не входят в область исследования этой статьи. Одно можно сказать с уверенностью – это значимое событие привело к созданию нового государства с определённой идеологической платформой, которое просуществовало семьдесят пять лет. Более четверти века назад СССР прекратил своё существование, оставив нам пласт культуры, для простоты именуемый «советским периодом».
Советский Союз активно использовал идеологические приёмы и всевозможные методы пропаганды. Безусловно, такой вид идеологической рекламы, как открытка, не мог остаться в стороне от общих тенденций. Символы революции, как главного события XX века, ретранслированы практически во всех видах поздравительных открыток, в том числе и тех, которые аполитичны по своей сути, например, новогодних. Но, безусловно, ярче всего символика Октября отразилась в открытках, посвящённых советским праздникам – годовщина Октябрьской революции, День Вооружённых Сил, Международный Женский день, а с 1945-го года – День Победы.
Семиотический анализ открыток советского периода даёт богатый материал для изучения символов, связанных с победой Октябрьской революции, в их динамическом развитии. Кроме того, дореволюционная символика зачастую меняла своё значение, сохранив старую форму.
В качестве примера можно назвать звезду, которой украшают верхушку новогодней ёлки. Традиция украшения новогоднего праздничного дерева имеет древние корни, но устанавливать хвойное дерево на праздник повсеместно в России стали только к середине XIX века. Изначально ёлку украшали к Рождеству, а звезда являлась олицетворением Вифлеемской звезды – восьмиконечной. После революции Рождество праздновать перестали, как и многие другие дореволюционные праздники, а в 1935 году вернули официальное празднование начала нового года. Таким образом с 1936 года основным праздником стал Новый Год, а традиционная «верхушка» ёлки из восьмиконечной звезды превратилась в красную пятиконечную по аналогии с кремлёвскими рубиновыми звёздами. Таким образом, смена политической и культурной парадигмы привела к изменению смысла знака, но практически не изменила его форму и прекрасно соотнеслась с вековой традицией. На советских новогодних открытках рубиновая звезда стала узнаваемым новогодним атрибутом (Рис.1. 1979 год. Из фондов музея).
Первые послереволюционные плакаты и открытки вобрали в себя дух Пролеткульта и конструктивизм русского авангарда. Пролетарская эстетика предполагала лаконичный стиль и функциональность. Свойственные конструктивизму особенности советский плакат и открытка, как малая форма, пронесли через весь советский период. К таким особенностям следует отнести динамику композиции и пренебрежение реальной перспективой, использование узнаваемых символов и форм, комбинацию простых цветов без оттенков и объёма, сочетание фотографии и графических деталей, отношение к шрифту, как к значимой символической детали. Одной из характерных черт является наличие большого пространства белого фона, на котором ярким пятном смотрелась композиция. Такой приём по сей день с успехом используется производителями рекламы.
Первые годы существования молодого государства в основном представлены большой плакатной формой. В это время популярными становятся «Окна РОСТА» в которых отметились многие талантливые представители эпохи, такие как В. Маяковский, Д. Моор, К. Малевич, Кукрыниксы. Популярность плакатной графики вполне объяснима ориентацией на широкие массы рабочих и крестьян.
Постепенно открытки возвращаются в повседневную жизнь общества и занимают важную нишу в качестве носителей краткой информации, агитационного и просветительного материала. Символы октября в основном использовались в поздравительных открытках и соотносились с успехами и достижениями государства в социальной, научной, производственной сферах. Вначале подобными достижениями были объявлены всеобщее равенство, освобождение от капиталистического гнёта, равноправие женщин, право на свободный труд. В дальнейшем априорно считалось, что все достижения Советского Союза стали возможны благодаря созданию нового социалистического государства, а, следовательно, результатом революционных событий. Таким образом, символы революции органично вплетались в текущие события, пронизывая общей идеей практически все стороны повседневной жизни людей (Рис.2. 1979 год. Из фондов музея.).
Безусловно, в оформлении открыток, связанных с государственными праздниками, основным и самым значимым символом становится красный цвет.
Цвет во всех мировых культурах несет в себе символическое значение и обладает многоплановой семантикой. В связи с этим, значение цвета необходимо рассматривать в совокупности метафизических представлений начиная с архаики и по настоящее время. В большинстве лингвистических структур цветовая иерархия начинается с минимального двучлена: черного (тёмного) и белого (светлого). Однако в ритуальных практиках, цветовой символике и мифологии разных народов верхушка иерархии представлена треугольником: черный-белый-красный. Такая трехчленная система цветов является определяющей для наскальной живописи Верхнего Палеолита и поэтому с высокой долей надёжности может считаться характерной для современного человека с самого начала его археологически засвидетельствованного существования. Эти же три цвета заняли верхнюю ступеньку в иерархии цвета алхимической гаммы в средние века. Все эти три цвета предельно амбивалентны и являются признаком амбивалентности символа. У более сложных цветов семантическое поле сужается.
Красный цвет во многих древних мифологический системах связывается с божественным, с идеей воскрешения и перерождения, с жизнью, как частью системы «смерть-плодородие-жизнь».
Красный занимал значительное пространство в убранстве титульных зданий различных культур – витражи готических соборов, фрески дворцов ассирийских царей. Уже в шаманских ритуалах красные детали обладали особыми сакральными свойствами. С течением времени сакральность цвета постепенно стала сочетаться с атрибутами религиозных образов. Пурпур (красный цвет с оттенками) с древних времён использовался для обозначения величия, принадлежности к божественному или царскому роду. В иконописи пурпур использовался в облачении Богоматери (мафорий) и Христа (хитон).
Семантика красного цвета широка и многообразна. Красный цвет – цвет крови и огня, соотносится с жизнью и смертью, с любовью и ненавистью, с божественным огнём и адским пламенем. Этот всеобъемлющий цвет вечного беспокойства и динамики по своей символике уходит глубоко в архаику, являясь частью цветового символизма в мифологическом мышлении и формируя мифологический архетип. (Рис.3. 1927 год. Из фондов музея.)
В своих работах Ю.М. Лотман противопоставляет красному цвету чёрный в качестве бинарной оппозиции. Красно-чёрные тона успешно использовал Карл Брюллов для создания инфернальных сцен, в том числе и в знаменитом произведении «Последний день Помпеи» (1830-1833). Этот же приём сочетания цветов можно найти в изображении морского боя у И. Айвазовского («Чесменский бой» 1848). Сочетание белого и красного также является сочетанием противоположностей. К примеру, Гойя использует это сочетание для создания художественных акцентов и настроения. Так в знаменитой картине «Расстрел мадридских повстанцев 3 мая 1808» (1814) красная кровь на белой рубахе помогают художнику передать состояния ужаса в душе повстанцев и неправедность расстрела.
Красный цвет является основным в революционной символике Октября, которая была перенесена на всё коммунистическое движение в мире. Красный флаг стал государственным флагом СССР, сейчас этот цвет присутствует в разной степени на флагах государств, которые выбрали коммунистический путь развития (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Куба) (Рис.4. 1944 год. Из фондов музея.).
Вторым узнаваемым символом Октябрьской Революции смело можно назвать пятиконечную звезду. Звезда на советских открытках может выступать отдельным символом, как воплощение рубиновых кремлёвских звёзд, а может в виде Ордена Революции или Ордена Победы (Рис.5. 1976 год.).
Символ звезды есть во всех культурных традициях, а значения и свойства звёзд отражены в многочисленных астральных мифах. Чаще всего звёзды принадлежат верхнему миру в мифологической вертикальной структуре «верх-середина-низ».
Однако, символом революции стала не просто звезда, а пятиконечная звезда. Число «пять» обладает высокой сакральностью и символизирует четыре плюс центр. В мировой культуре четырёхчастные символы обычно соотносятся с образами и персонажами земли, а пятичастные – неба. Сакрализация числа «пять» также напрямую связана с генезисом традиции счёта, поскольку пять пальцев на руке позволяли структурировать счётные системы именно по принципу пятёрок (десятичная система).
Изображения пятиконечной звезды известны с неолитических культур Малой Азии, Ирана, Месопотамии, Крита и в основном встречаются в значении солярного символа. В Средние века в Европе пятиконечную звезду считали знаком ведьмы, а каббалистическая пентаграмма считалась магической и воплощала силу разума. Пятиконечная звезда часто изображается в христианской символике, причём в качестве одного из центральных символов. Так красная пятиконечная звезда изображена на киоте в Храме Рождества Христова в Вифлиеме.
Крест, как архаический символ, соотносился с землёй, а звезда – с небом. Древность и популярность обоих символов неоспоримы, что сохранилось в человеческой памяти на уровне архетипов. В определённой степени это позволило заменить сакральный крест на не менее сакральную звезду. Конечно, это противоречило христианской традиции, но более архаичная традиция, уходящая в языческую древность, компенсировала потерю священного символа креста после революции.
Из растительных деталей чаще всего на открытках изображалась гвоздика. Гвоздика («Dianthus») переводится с древнегреческого, как «цветок богов» и символизировала стойкость и бунтарство, что связано с мифом об Артемиде и непокорном юноше. Именно его глаза по легенде своенравная богиня превратила в красивые цветы-гвоздики.
Красная гвоздика стала революционным символом не в России, и не в 1917-м году, а более, чем на сто лет раньше – во Франции. Именно французские коммунары привнесли в семантическое поле красной гвоздики понятия «мужества», «героизма», «победы», «крови, пролитой во имя высшей цели». Именно эти поздние значения в первую очередь учитывались советскими идеологами, которые использовали гвоздику на плакатах и открытках армейской тематики, посвящённых революции и победе в Великой Отечественной Войне. Конечно, большое значение в формировании символики цветка сыграли свойства самого цветка – неприхотливый, стойкий, похожий на яркую красную звёздочку (Рис.6. 1979 год. Из фондов музея).
Ещё один узнаваемый символ – серп и молот, которые символизировали союз рабочего класса и трудового крестьянства. Особенно прочно этот символ вошёл в качестве единого знака в сознание людей после создания скульптуры Веры Мухиной и Бориса Иофана «Рабочий и колхозница» для выставки в Париже в 1937 году (Рис.7. 1976 год. Из фондов музея). С этого момента узнаваемый образ занял важное место в ряду советской символики. Но это всё является областью поздних смыслов, а что же можно увидеть в первоначальных, древних значениях?
Серп, как символ Луны, лунного цикла и плодородия связан со многими божествами, занимающими верхушку языческих пантеонов – Зевсом, Велесом, Баалом, Ахуромаздой, Гекатой и многими другими. Полумесяц – символ Ислама, а в христианстве является символом Богородицы. Серп, как орудие также соотносится со многими древними божествами, находящимися на самой вершине божественных пантеонов. Смерть, собирающая свой урожай, часто представляется жнецом, иногда с серпом, но чаще – с косой. В данном случае серп выполняет и функцию орудия труда, и функцию оружия, которое может принести смерть. Таким образом, серп связан с плодородием, цикличностью, идеей вечного перерождения, поскольку смерть в мировоззрении архаических культур является не только концом, но и началом.
В связке «серп и молот» советской символики молот означает рабочий класс. Однако, молот является древним атрибутом богов и героев, связанных с войной (Тор), кузнечным делом, получением культурных благ и орудий труда (Гефест, Сварог).
Далее необходимо назвать символы, связанные с реальными событиями революции. В первую очередь, изображение вождя революции – Ленина В.И., изображения которого в большинстве случаев представляли собой схематичный рисунок или имитацию скульптуры (Рис.8 1975 год. Из фондов музея). Образ вождя крайне мифологизирован в произведениях советского искусства. Именно этим прежде всего объясняется схематизация картинки. За очень короткое время после смерти Ленин стал восприниматься как сверхчеловек, почти божество, чему способствовала установка мавзолея на главной площади страны. С этого момента он незримо присутствовал на всех государственных мероприятиях. В Советском Союзе считалось правильным равняться на старших товарищей по партии и быть похожими на героев революции. Однако, Ленина в этом ряду героев не было. Он всегда стоял отдельно, как бы воплощая собой нечто совершенно недостижимое.
Вторым реальным символом стал крейсер «Аврора». С выстрела «Авроры» 25 октября 1917 года начинается отсчёт времени новой эпохи, которая символическим языком, понятным всем на уровне архетипов сознания, говорила о величии, стойкости, равенстве, важности труда (Рис.9. 1968 год. Из фондов музея).
Символика Октябрьской революции, столь ярко отражённая в малой плакатной форме, позволяла выстроить идеологическую систему в соответствии с древними представлениями о божественном мире, вечном царстве, и соотнести её с построением первого справедливого государства на планете. Практически все символы революции по сути являются мощными ментальными якорями для формирования идеологической структуры.
Таким образом, советская идеология, внешне отказавшись от предыдущей истории, фактически опиралась на значительно более древние смыслы и образы. Это позволило направить естественное стремление человека к сакральному в продуктивное русло и создать новые мифологемы, приемлемые во вновь созданной социальной и идеологической системе координат. Возможно, именно преемственность образов позволяет нам сейчас вспоминать о советском периоде нашей истории с разной степени ностальгией и включить этот сложный и, казалось бы, чужеродный отрезок истории в общую канву многовекового развития российского государства.